Знакомство с башкирской литературой: Урал-батыр и Салават Юлаев.

"Как тебя нам благодарить,
Чем, скажи, нам тебя одарять?
Назвали б  — Тэнгри, да ты человек,
Как восславить тебя навек?"
"Слава и почести мне не нужны;
Лишь тот зовется батыром страны,
Чьи помыслы людям посвящены.
Ваша радость — она и моя,
Вы ж воспримите мою как свою".

Урал-батыр  башкирский эпос, состоящий из 4576 поэтических и 19 прозаических строк. Эпос о древней мифологии, рассказывающий о славном батыре по имени Урал. Хочется отметить поэтический перевод Г. Шафикова  переведенный на русский текст понравился: слог красив, величественен, и читать его было превеликим удовольствием. Всё же, Восток больше всего мне мил, больше всего близок. Отзыв мой об этом эпосе можно описать одним словом: Восторг. Настоящее мужество, добро, и важный смысл таятся в этой легенде об Урал-батыре. А что самое важное: всё так близко, всё знакомо, всё имеет смысл для меня. Кажется, больше и добавить нечего.)

...После я прочитала историю ещё об одном батыре башкирского народа - но уже о настоящем, современном герое - книгу "Салават Юлаев" Степана Злобина. Салават Юлаев  башкирский национальный герой, поэт-импровизатор; был сторонником Емельяна Пугачева. В своей книге Степан Злобин рассказал о жизни героя, начиная с его юношеских лет и до того, как его отправят на каторгу. Жизнь Салавата Юлаева полна героических поступков  этот человек с молодых лет не боялся ничего и мечтал только о том, чтобы его народ был свободен. Пылкий, отважный герой сделает немало маленьких и больших ошибок на своем пути  и автор книги расскажет обо всем этом без прикрас. Конечно же, мне и Салават, и его отец Юлай, и другие отважные башкиры были симпатичны. Симпатичны тем, что они были так наивны и так храбры,  они будут верными себе и своим обещаниям до конца (по крайней мере, многие из них). И понятны все девушки, что рисковали ради Салавата, ждали Салавата, любили его. Такого мужчину невозможно не любить, по-моему :) Салават писал стихи, играл на курае (муз.инструмент башкир) и пел красивые песни. Идеальный человек, в общем :) Книга мне очень понравилась, но автор, по моему мнению, немного затянул с описаниями войны и всех сражении. Очень много героев, очень много событии  и совсем мало романтики, эмоции. Но, конечно же, это исторический роман и для большинства, наверное, то, что я указала минусом, является плюсом. Немного грустная история. ...Про героя с красивым именем и с черными глазами; про славного сына Башкортостана и легендарного героя.
А ты, Салават?! С кем же останешься ты? Один?Я — Салават. Я не могу быть один. Со мной всегда песня. Моё имя летит на крыльях народной славы. Оставь со мной сотню людей, - она станет сотнею тысяч.
И да, теперь Башкортостан у меня ассоциируется с батырами :)

Комментарии

Популярные сообщения