Преодолей невозможное.

Первым постом пусть будет когда-то сильно зацепившая меня история одного человека. История взята из другого сайта.

Все началось двадцать пять лет назад. Я преподавал экономику в университете Бангладеш. В стране тогда был страшный голод. Чувствовал я себя ужасно. Вот я, новоиспеченный доктор наук, приехавший из США, с энтузиазмом преподаю изящные экономические теории, а выйдя из аудитории, вижу вокруг себя людей, от которых остались только кожа да кости и которые ждут своей смерти.


Я чувствовал, что все, чему меня учили и чему я сам пытался научить других, не более чем выдумка, не имеющая никакого значения для человеческой жизни. Поэтому я попытался выяснить, как живут люди в деревне по соседству с университетским кампусом. Мне было необходимо понять, могу ли я помочь сохранить жизнь хотя бы одному человеку. Я перестал смотреть на мир с высоты птичьего полета, когда вы все озираете с небес. Я попытался взглянуть на все с позиции червя, понять, что находится непосредственно передо мной - понюхать, потрогать и подумать, можно ли хоть что-нибудь сделать.





Но случай указал мне новое направление поисков. Я познакомился с женщиной, которая плела бамбуковые стулья. Из разговора я узнал, что она зарабатывает всего два цента в день. Мне трудно было поверить, что кто-то может заниматься такой тяжелой работой, делая красивые стулья, и получать при этом столь мизерный доход. Женщина объяснила мне, что, поскольку у нее нет денег на покупку бамбука для стульев, ей приходится брать в долг у одного торговца, который поставил условие, что продавать стулья она должна только ему и по его цене.


Объяснение двум центам было найдено - женщина попала в кабалу к этому человеку. Я поинтересовался, сколько стоит бамбук. Она ответила: "Ну, где-то около двадцати центов. Если бамбук очень хороший, он стоит двадцать пять центов". Я задумался: "Люди страдают из-за двадцати центов, неужели с этим ничего нельзя поделать?" Я размышлял о том, не дать ли ей двадцать пять центов, однако в голову пришла другая мысль - составить список людей, который точно так же нуждаются в деньгах. Вместе с одним из своих студентов мы за несколько дней обошли всю деревню. В результате мы составили список из сорока двух человек. Сложив суммы, в которых они нуждались, я был потрясен как никогда в жизни: итог оставил двадцать семь долларов! Мне стало стыдно за то, что я представляю общество, которое не в состоянии дать всего двадцать семь долларов сорока двум трудолюбивым и искусным людям.


Чтобы отделаться от чувства стыда, я достал деньги из кармана и отдал их своему студенту: "Раздай эти деньги людям. Скажи, что это кредит и расплатиться по нему они могут, когда у них появится возможность. И пусть продают свою продукцию в любом месте, где за нее предложат хорошую цену".


Получив деньги, люди пришли в восторг. Наблюдая за ними, я размышлял, что делать дальше. Я подумал о филиале банка в университетском кампусе и с этими мыслями направился к менеджеру, предложив ему выдавать кредиты беднякам, живущим в деревне. Он чуть в обморок не упал. "Вы сошли с ума! - сказал он. - Это невозможно. Как мы можем давать деньги бедным? Они же не кредитоспособны". Я умолял его, говоря: "Хотя бы попробуйте - речь идет всего лишь о небольшой сумме". Он ответил: "Нет. Это противоречит нашим правилам. Они не смогут предоставить обеспечения, а такая незначительная сумма не стоит того, чтобы выдавать кредит". Затем он посоветовал мне переговорить с высокопоставленными чиновниками в банковской системе Бангладеш.


Я последовал его совету и обратился к людям, имеющим вес в банковском секторе. Все они заявили то же самое. Наконец, через несколько дней скитаний по инстанциям я предложил в качестве поручителя себя. "Я представляю гарантию по кредиту и подпишу все, что они пожелают, тогда они смогут дать деньги мне, а я отдам их людям, которым я хочу помочь".
Так все началось. Меня несколько раз предупреждали, что бедняки, получив деньги, никогда не смогут их вернуть. Но я готов был рискнуть. Самое удивительное, что каждый, кому я давал деньги, вернул мне все до последнего цента. Это вдохновило меня, и я опять пришел к менеджеру: "Видите, они возвращают деньги. Все в порядке". Однако тот ответил: "Ну уж нет. Они вас просто дурачат. Вскоре они возьмут большую сумму и ни за что ее не вернут". Я ссудил им больше денег, и они мне их отдали. Об этом я рассказал менеджеру банка, и тот заметил: "Ну, возможно, все получится в одной деревне, но если вы затеете то же самое в двух деревнях, ничего не выйдет". Я сразу же выдал кредиты в двух деревнях - и все получилось!


Итак, все превратилось в своего рода борьбу, в которой я один противостоял менеджеру банка и его высокопоставленным коллегам. Они продолжали настаивать на том, что если увеличить количество деревень до пяти, то, вероятнее всего, их предположения сбудутся. Тогда я проделал опыт с пятью деревнями, и он лишь подтвердил то, что заемщики неизменно отдают деньги. И все равно банкиры не сдавались: "Десять деревень. Пятьдесят деревень. Сто деревень". Состязание между нами продолжалось. Я представлял им результаты, которые нельзя поставить под сомнение, так как я выдавал именно их деньги, однако признать это они не могли, поскольку их приучили верить, что бедняки - ненадежные заемщики. К счастью, меня этому не учили, поэтому я мог поверить в то, что видел, - факты говорили сами за себя. Однако банкиров сделали слепыми их собственные знания.


Наконец я подумал: "А зачем я пытаюсь их убедить? Я совершенно уверен в том, что бедняки берут деньги в долг и возвращают их. Почему бы не организовать банк самостоятельно?" Это идея воодушевила меня, я составил предложение и направился в правительство за разрешением на открытие банка. Чтобы склонить членов правительства на свою сторону, мне потребовалось два года.


2 октября 1983 года мы открыли банк - официальный, независимый банк. Представьте, насколько все мы были взволнованы этим событием, ведь теперь у нас был свой банк, который можно развивать так, как мы сами этого хотим. И мы действительно начали развиваться.


В настоящее время Grameen Bank обслуживает более 46 000 деревень Бангладеш через 1267 филиалов, общая численность работников которых превышает 12 000. Общая сумма выданных кредитов, каждый из которых составляет от 12-15 до 200 долларов, превышает 4,5 млрд. долларов. Ежегодно банк выдает кредитов примерно на 0,5 млрд. долларов. Ссуды предоставляются даже нищим, позволяя им вырваться из нищеты и начать коммерческую деятельность.


В 2006 году Мохаммед Юнус получил Нобелевскую премию мира за "усилия по созданию основ для социального и экономического развития".

Материал подготовил Фенин Дмитрий
New York Times Syndicate

Комментарии

Отправить комментарий

Комментарии могут оставлять незарегистрированные пользователи тоже. Только не забывайте подписываться :)

Популярные сообщения